ШКОЛЬНИКАМ
Значительная часть трудностей
письма связана с недостатками фонетико-фонематического
восприятия , которые очень осложняют и замедляют процесс звукобуквенного
анализа, а значит, осложняют и замедляют процесс формирования
навыка письма. Эти нарушения не имеют ярко выраженных
специфических проявлений на начальном этапе (особенно в первые
полгода в первом классе). В то же время отсутствие своевременной
помощи приводит к непроходящим трудностям освоения навыка письма.
Выделить причину трудностей может логопед, а
занятия по специфической коррекции этих трудностей — необходимое
условие успешного формирования навыка письма.
Чтобы грамотно писать, нужно овладеть основными
принципами русской орфографии. Таких принципов
три: фонетический, морфологический и традиционный. Овладение каждым
из них имеет свои особенности и свои сложности и предполагает
наличие у ребёнка необходимых для этого предпосылок (то есть различных
умений и навыков), приобретённых им ещё до начала обучения
письму. Если такие предпосылки отсутствуют или сформированы
в недостаточной степени, то школьник неизбежно встретится с серьёзными
трудностями при овладении грамотой.
Морфологическим анализом слов дети овладевают уже в период школьного
обучения.
Возможность практического применения большинства
правил предполагает наличие у ребёнка достаточно большого и осмысленного,
систематизации подбора проверочных однокоренных слов. В противном
случае эти слова учащемуся просто не из чего будет подбирать, или
они будут подбираться им неправильно.
Например, ребёнок с бедным словарным запасом
и недостаточно точным пониманием значений слов не улавливает смысловой
связи между словами ВЫХОДНОЙ, ПРОХОДНАЯ и ХОД (проверочное слово),
ввиду чего пишет ВЫХАДНОЙ и ПРОХАДНАЯ. Проверочные слова подбираются
такими детьми чисто формально и чаще всего невпопад. Например,
к слову ЛИСИЦА подбирается слово ЛИСТВА или ЛЕС, к слову СТОЛИЦА
- СТАЛЬ или СТОЙ, к слову ГОРИСТЫЙ - ГОРИТ или ГОРЮЕТ и т.п. Именно
этим и объясняется невозможность применения на практике даже хорошо
выученных учащимися правил.
3 Усвоение правил грамматики невозможно без предварительного
овладения ребёнком ещё в дошкольном возрасте грамматическими нормами
языка. В этом ребёнку помогает наличие у него «языкового
чутья»,
то есть умения почтой интуитивно отличать правильные формы слов
от неправильных (типа: вошёл в дом или вышёл из дома? на деревьях
или у деревьев? Если эти языковые нормы не усвоены ребёнком даже
в устной речи, то тем более он не сможет соблюдать
их при письме в силу простого неумения отличить «правильное» от
«неправильного».
Для таких детей бывают характерны многочисленные
ошибки в окончаниях слов, свидетельствующие о неумении учащихся
согласовывать слова между собой: МНОГО ЛИСТИЙ (вместо ЛИСТЬЕВ),
У ДОМУ (вместо У ДОМА) или правильно образовывать одни слова от
других: ШИШУНЬКА вместо ШИШЕЧКА, БЕЛЬЧИНОЕ вместо БЕЛИЧЬЕ и т.п.
И никакое знание грамматических правил здесь не поможет.
При несформированности у учащегося рассмотренных
предпосылок, необходимых для овладения морфологическим принципом
письма, основная причина допускаемых им грамматических ошибок
будет заключаться не в простом незнании им грамматических правил,
а в принципиальной
невозможности их усвоения до проведения специальной
коррекционной работы. Поясню это несколько подробнее.
В дошкольном возрасте каждый ребёнок должен пройти
период так называемого дограмматического усвоения языка, в ходе
которого, ещё не зная никаких правил грамматики, он в процессе
речевого общения овладевает навыком правильного употребления всех
грамматических форм. Однако даже нормально развивающемуся в речевом
отношении ребёнку такое овладение удаётся далеко не сразу. По
этой причине на ранних стадиях речевого развития все без исключения
дети употребляют многие грамматические формы неправильно, что представляет
собой вполне нормальное явление. Однако после четырёх лет такие
аграмматизмы-(то есть случаи неправильного употребления грамматических
форм) в речи детей при нормальном ходе их речевого развития обычно
полностью исчезают. Ребёнок, не имеющий никакого понятия о склонении
имён существительных или спряжении глаголов, правильно «склоняет»
и «спрягает» их в своей речи. Дети, пришедшие в школу с такими
явными признаками отставания в речевом развитии,
неизбежно встретятся с большими или даже непреодолимыми трудностями
в овладении морфологическим принципом письма, то есть в усвоении
грамматических правил. Особенно сложно им будет овладеть Морфологическим
анализом слов и научиться подбирать проверочные слова.
Поскольку трудности в овладении морфологическим
принципом письма у названных детей далеко не случайны и имеют под
собою очень серьёзное основание, то в отношении этих учеников в
последние годы в специальной литературе всё настойчивее говорится
о так называемой дисорфографии,
под которой понимается специфическая неспособность учащихся к усвоению
грамматических правил. Нередко такие дети оказываются не в состоянии
овладеть даже фонетическим принципом письма.» К «группе риска»
в рассматриваемом отношении можно отнести тех детей, у которых
имеется в наличии хотя бы один - два из перечисленных ниже неблагоприятных
факторов:
наличие особых трудностей в овладении
чтением и письмом у родителей
или ближайших родственников;
неблагоприятное протекание беременности у матери
(токсикозы, острые или хронические заболевания во время беременности,
физические и психические травмы, стрессовые ситуации, несовместимость
крови матери и ребёнка, профессиональные вредности, курение и употребление
алкогольных напитков во время беременности, наркомания, попытки
прерывания данной или предыдущих беременностей, угроза выкидыша
и пр.); осложнённое протекание родов (преждевременные роды, преждевременное
отхождение околоплодных вод, механическая помощь при родах, кесарево
сечение, асфиксия новорожденного, родовые травмы и т.п.); тяжёлые,
хронические или следующие почти непрерывно друг за другом болезни
ребёнка в раннем возрасте (особенно - до года); отставание или
отклонения в развитии устной речи ребёнка (позднее появление речи,
бедность словарного запаса, длительно сохраняющееся искажение звуко-слоговой
структуры слов, дефекты в произношении
отдельных звуков,
задерживающиеся после четырёх лет аграмматизмы в устной речи);
несформированность зрительно-пространственных представлений и
зрительного анализа и синтеза (неумение подбирать сходные по форме
и величине геометрические фигуры, находить мелкие различия в похожих
предметах или их изображениях и пр.);
левшество или запаздывание в выделении ведущей
руки, трудность в определении левой и правой стороны пространства,
«зеркальность» в изображении некоторых усваиваемых ещё в дошкольном
возрасте букв и цифр, а также стремление писать их в направлении
снизу вверх или справа налево.
Наличие одного или даже нескольких из перечисленных
«настораживающих» факторов далеко не всегда приводит к трудностям
в овладении письмом, однако в таких случаях дети нуждаются в обязательной
проверке на предмет сформированности у них предпосылок для овладения
письмом, поскольку нередко такая сформированность оказывается
недостаточной. При этом значимость разных факторов в рассматриваемом
плане неодинакова. Так, неблагоприятное протекание беременности
и родов у матери или соматические болезни самого ребёнка могут
и не наложить заметного отпечатка на его дальнейшее развитие, в
особенности если он будет находиться под наблюдением врачей и получать
необходимую помощь. Выраженное же отставание в речевом развитии,
равно как и недостаточная сформированность зрительно-пространственных
представлений (особенно если это сохраняется до 5-6-летнего возраста)
есть несомненный прогностический признак будущих школьных трудностей
и одновременно свидетельство того, что не все вредности более
раннего периода развития ребёнка прошли бесследно.
В подобных случаях нужно безотлагательно обращаться
за помощью к специалистам и принимать все необходимые меры для
преодоления имеющегося отставания, поскольку именно этим детям
особенно сложно, а в большинстве случаев и просто невозможно овладеть
морфологическим (а нередко даже фонетическим) принципом письма
без специальной логопедической помощи. Хотя такие учащиеся нередко
и переводятся с различными оговорками из класса в класс, но это
никак не меняет сути дела: они так и не овладевают грамотным письмом.
При наличии у ученика трудностей
в усвоении букв (то
есть в запоминании их начертаний) он не сможет правильно написать
слова даже при условии полной ориентировки в их звуковом составе.
Но здесь причина трудностей совсем иная. Она заключается в сложности
уже не слуховой дифференциации звуков, а зрительного анализа.
Тонкость зрительного анализа при усвоении букв
необходима потому, что многие буквы русского алфавита как в печатном,
так и в рукописном варианте очень похожи по своему внешнему виду.
Ребёнок, овладевающий грамотой, нередко не замечает сравнительно
небольших различий в начертании букв, что и приводит к трудностям
усвоения их зрительных образов. Однако у одних детей эти трудности
в различении букв быстро проходят, у других же приобретают устойчивый
характер. В последнем случае в письме детей долго (нередко вплоть
до старших классов школы) сохраняются специфические «зрительные»
ошибки.
Все рассмотренные выше ошибки письма относятся
к специфическим и, как правило, не могут быть преодолены без специальной
логопедической помощи. Родители и педагоги общеобразовательных
школ обычно называют такие ошибки «странными», поскольку они проявляются
там, где ошибиться, казалось бы, просто негде. Сам факт наличия
таких ошибок в письме ребёнка свидетельствует о том, что он не
овладел даже самым простым принципом письма - фонетическим, а по
сути дела - грамотой.
Ввиду всего сказанного очень важно своевременно
выявить причины самых первых трудностей письма, возникающих у ребёнка
в период овладения его грамотой, чтобы иметь возможность сразу
оказать ему целенаправленную помощь. Но гораздо важнее обнаружить
признаки возможного возникновения затруднений при овладении письмом
ещё до начала обучения ребёнка грамоте (то есть в дошкольном возрасте),
чтобы успеть своевременно эти трудности предупредить.
|