Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном
периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни
ребёнка могут приводить к общему речевому недоразвитию (ОНР). При
общем недоразвитии речи отмечается позднее ее появление, скудный
запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития
речи в дошкольном возрасте важное значение имеет ранняя диагностика
нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им
медико-педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых
двух лет жизни, у которых имеется предрасположенность к появлению
нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном
логопедическом, а часто и медицинском воздействии. Своевременное
выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных
мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого
и умственного развития.
Особенности накопления первоначального
словарного запаса.
Время появления первых слов у детей с нарушениями
развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки,
в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами,
не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны.
Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте
2-3 лет, и в 4-6 лет. Интересно отметить, что современных родителей
задержка речевого развития начинает беспокоить по достижении ребенком
2,5-3 лет, а не 4-5, как это было совсем недавно.
Уже первые слова детей могут сигнализировать
о неблагополучном начале развития речи: „ма" (вместо мама), „па" (вместо папа), „ба" (баба)
или слово „мама" относят к отцу и другим лицам (из практики
25-летних наблюдений автора).
Независимо от того, начал ли ребенок произносить
первые слова целиком или только отдельные части их, необходимо
различать „безречевых" детей по уровням понимания ими чужой
речи. У одних детей уровень понимания речи (т. е. импрессивная
речь) включает в себя довольно большой словарный запас и довольно
тонкое понимание значений слов. О таком ребенке родители обычно
говорят, что „он все-все понимает, вот только не говорит".
Однако логопедическое обследование всегда выявит недостатки их
импрессивной речи.
Ваш Логопед
|